Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Серебряков Алексей _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Иннокентия Смоктуновского

Фильмография:

1956 Как он лгал ее мужу
1956 Солдаты
1956 Убийство на улице Данте
1957 Рядом с нами
1957 Шторм
1958 День первый
1958 Ночной гость
1959 Неотправленное письмо
1960 До будущей весны
1961 Високосный год
1961 Девять дней одного года
1962 Моцарт и Сальери
1964 Гамлет
1965 На одной планете
1965 Первый посетитель
1965 Последний месяц осени - читает текст
1966 Берегись автомобиля
1966 Маленький принц - читает текст
1968 Живой труп
1968 Первая любовь
1968 Степень риска
1969 Преступление и наказание
1969 Чайковский
1970 Дядя Ваня
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1972 Укрощение огня
1973 Исполнение желаний
1973 Москва-Кассиопея
1974 Анна и командор
1974 Выбор цели
1974 Дочки-Матери
1974 Зеркало - читает текст
1974 Отроки во вселенной
1974 Романс о влюбленных
1975 Доверие
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Они сражались за Родину
1976 В горах мое сердце
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Легенда о Тиле
1976 Принцесса на горошине
1976 Фантазия
1977 В четверг и больше никогда
1977 Враги
1977 Степь
1978 Бархатный сезон
1978 Осенние колокола - читает текст
1979 Маленькие трагедии
1979 Москва слезам не верит
1981 Крепыш - читает текст
1981 Рожденные бурей
1981 Шутка
1982 Кража
1982 Пиковая дама
1982 Этот фантастический мир. Выпуск 7 - фильм-спектакль
1983 Двое под одним зонтом
1983 Поздняя любовь
1983 Пробуждение
1983 Уникум
1984 Мертвые души
1985 Дети Солнца - актер, автор сценария
1985 Русь изначальная
1985 Сестра моя Люся - читает текст
1985 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
1986 Последняя дорога
1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
1987 Без Солнца
1987 Гардемарины, вперед
1987 Загадочный наследник
1987 На исходе ночи
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Запретная зона
1988 Черный коридор
1989 Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного - читает текст
1989 Сердце не камень
1990 Дамский портной
1990 Дина
1990 Ловушка для одинокого мужчины
1990 Мать
1991 Гений
1991 Дело
1991 Дело Сухово-Кобылина
1991 Иван Федоров
1991 Линия смерти
1991 Монстр. Портрет Сталина с кровью - читает текст
1991 Осада Венеции
1993 Время Мераба - читает текст
1993 Золото
1993 Истоки - читает текст
1993 Убийца
1993 Хочу в Америку
1994 Белый праздник
1994 Заколдованные
1994 Посвящение в любовь - читает текст
1995 Мечтательница
1998 Притяжение Солнца

СМОКТУНОВСКИЙ
(наст. фамилия Смоктунович)
Иннокентий Михайлович

28.03.1925, дер. Татьяновка, Томская обл. – 03.08.1994, Москва

Народный артист СССР (1974)
Герой Социалистического Труда (1990)
Лауреат Диплома СК СССР на ВКФ в Ленинграде (1964, «Гамлета»)
Лауреат Премии «Золотая доска» (премия журнала «Чинема нуова») на МКФ в Венеции (1964, «Гамлет»)
Лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»)
Лучший иностранный актер года (Англия, 1965 год)
Лауреат Приза «Серебряное блюдо» на МКФ в Панаме (1965, «Гамлет»)
Лауреат Приза «За лучшее исполнение мужской роли» наа МКФ в Картахене, Колумбия (1969, «Берегись автомобиля»)
Лауреат приза «За лучшую мужскую роль» на фестивале в Сан-Себастьяне (1969, «Чайковский»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»)
Лауреат Приза на фестивале советских фильмов в Сорренто (1972, «Дядя Ваня»)
Лауреат Приза Киноакадемии «Ника-90» «За лучшую актерскую работу» (1990, «Дамский портной»)
Лауреат Приза на МКФ в Сан-Ремо (1991, «Дамский портной»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1994)
Лучший актер года по опросу журнала «Советский экран (1965, 1966, 1970)
Одна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky

ЧАСТЬ 2

Первые роли в кино

В Театре-студии киноактера Смоктуновскому довелось играть в пьесе Бернарда Шоу «Как он лгал ее мужу» вместе с Еленой Кузьминой, женой знаменитого режиссера Михаила Рома. Она-то и порекомендовала Смоктуновского своему мужу, который в то время снимал фильм «Убийство ни улице Данте». Ромм пригласил актера на эпизодическую роль - молодого доктора, сотрудничавшего с немцами. По сю¬жету эпизод, в котором был занят Смоктуновский, длился не¬сколько секунд: ему надо было войти в кабачок и сообщить, что к Мадлен Тибо едет сын Шарль, но съемка неожиданно затянулась…

Вот что вспоминает об этом Михаил Козаков: «Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, «порол» дубли, останавливался, извинялся... Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась... Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей... А в злополучном эпизоде «ка¬бачка» было дублей пятнадцать, не меньше, и ни одного законченного. Нонсенс! Съемка не заладилась, нерв дебютанта передался всем окружающим. Этот застопорившийся кадр снимали чуть ли не всю смену. Забегали ассистенты режиссера, стали предлагать Ромму заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось) и шепотом сказал: «Прекратите эту мышиную возню! Актер же это чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает - сегодня где-то не выйдет, завтра наверстает, а вот этот эпизод - это дьявольски трудно! А артист этот талантлив, он еще себя покажет. Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский!»

В том же 1956 году Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты». Образ, созданный актером, получился живым, запоминающимся, что сразу отметили многие критики. Эта картина круто изменила его судьбу…

БДТ

На одном из просмотров фильма «Солдаты» Смоктуновского увидел режиссер Ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. Режиссер был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили «Идиота» Ф. Достоевского, и Товстоногов никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина.

Когда Смоктуновский появился в БДТ, роль Мышкина исполнял другой актер. Поэтому ввод в роль «варяга» был встречен большинством труппы враждебно. Какое-то время Смоктуновский сносил вес обиды и насмешки стоически, но затем не выдержал: подал сначала одно, затем второе заявление об уходе. Но Георгий Александрович каким-то удивительным образом заставил его изменить свое решение. В этот момент (как, впрочем, всегда по жизни) поддержала актера его жена. «Затаись, Кешутка, у тебя прекрасный помощник - Федор Михайлович Достоевский, и все у тебя получится», - успокаивала она.

Сказать, что получилось – не сказать ничего. Спектакль, состоявшийся 31 декабря 1957 года, имел невероятный успех. Это был фурор, сенсация! Вспоминает Римма Маркова: «Какая это была высота! У меня от восторга аж зубы зудели, такое потрясение было».

А вот, что рассказывает Елена Кореневская: «Я сидела не шелохнувшись в третьем ряду, и самым потрясающим впечатлением для меня стала сцена в первом действии, когда Рогожин - актер Евгений Лебедев - спрашивает у князя Мышкина, каковы его отношения с женщинами. «А я женщин не знавал», - отвечает смущенный Мышкин, и краска медленно поднимается у него по щекам. Я была так ошеломлена спектаклем, что снова попросилась на то же место в третий ряд. Как же я была поражена, когда в той же сцене с Рогожиным краска смущения вновь залила щеки князя. Это было настоящее чудо. Какая система Станиславского, какие трюки могут вызвать снова ту же реакцию? Объяснения я не нахожу и по сей день».

«Идиот» стал судьбоносным спектаклем в жизни актера. «Не знаю, - писал спустя годы Смоктуновский, - как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского». Всех своих последующих героев он измерял по шкале Мышкина и, так или иначе, награждал чертами героя Достоевского.

«Девять дней одного года»

Период с 1960 по 1966 год – самый плодотворный в биографии Иннокентия Михайловича. В эти годы вышло большое количество фильмов с его участием. Многие из них были отмечены различными наградами, а сам актер приобрел мировую известность. А началось все с картины «Девять дней одного года»…

В 1960 году Михаил Ромм собрался ставить свой новый фильм, который должен был называться «365 дней». Одного из двух главных героев, физиках-ядерщиках, должен был играть Алексей Баталов, другого - Юрий Яковлев. Однако перед самым началом съемок случилось непредвиденное. Яковлев попал в аварию. Хотя все обошлось, но в больницу ему все же лечь пришлось. Михаил Ромм и автор сценария Даниил Храбровицкий стали срочно искать ему замену. И тут Храбровицкий вспомнил про Смоктуновского.

Актер первоначально отнесся к этому без особого энтузиазма, но прочитав сценарий он изменил свое мнение. «Я взял сценарий Храбровицкого и прочел его на едином дыхании, - рассказывал Иннокентий Михайлович, - проглотив, выпив его. Хохотал, плакал, уходил куда-то вдаль от реального, радовался бытию, играл, проигрывал и вновь был предельно возбужден. И, как помнится, не спал. Сценарий был хорош, образ Ильи поражал. Такая законченность в драматургии - случай редчайший, если не единственный за мою практику».

В ходе съемок название фильма изменилось на «Девять дней одного года». Картина вышла на экраны в 1962 году и имела большой успех, как у зрителей, так и на различных фестивалях. Была отмечена и работа Смоктуновского – на фестивале в Карловых Варах он получил приз за лучшее исполнение мужской роли.

Не случайно, что по опросу читателей журнала «Советский экран», она была названа лучшим фильмом года.

«Гамлет»

Еще больший успех ожидал Смоктуновского два года спустя, когда на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», в котором он сыграл главную роль - принца Датского. Мысль пригласить на эту роль Смоктуновского пришла к режиссеру случайно, когда он увидел актера в одном из фильмов. Козинцев рассказывал: «Я вернулся домой и знал, что Гамлет есть! И никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было! Был Гамлет только такой и никакой другой!..»

Однако так думали далеко не все коллеги режиссера по съемочной группе. Например, оператор Андрей Москвин и художник Сулико Вирсаладзе были категорически против кандидатуры Смоктуновского. Москвин так и заявил Козинцеву: «Не вижу в Смоктуновском Гамлета. Снимать его не буду. Внешность не подходит. Никакой гример не поможет». В результате Козинцев принял решение снимать Смоктуновского без всяких проб…

«Гамлет» вышел на экраны в 1964 году. И с этого же года началось его триумфальное шествие по миру. Кинофестиваль шекспировских фильмов в Висбадене, Международный кинофестивали в Венеции, Сан-Себастьяне, Панаме, Сан-Франциско, Лиме… Это далеко неполный перечень фестивалей, где «Гамлет» удостаивался высоких призов. В Англии, например, в 1965 году «Гамлет» был назван лучшим иностранным фильмом, а Смоктуновский - лучшим иностранным актером года. Английские зрители отмечали, что советский «Гамлет» более современный, чем даже «Гамлет» Лоренса Оливье.

Такой успех не могли не заметить и в Советском Союзе. Поэтому в 1965 году Козинцеву и Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия.

В роли Ленина

К середине 60-х Иннокентий Смоктуновский был уже необыкновенно популярен. Зрители неоднократно выбирали его лучшим киноактером года, да и среди коллег артистов он имел очень высокий авторитет. Начинающие актеры и вовсе стремились играть «под Смоктуновского». Не было проблем и с работой - среди кинорежиссеров он был просто нарасхват.

Именно в этот период режиссер Илья Ольшвангер пригласил Смоктуновского в картину «На одной планете» на роль… Ленина. Первоначально Иннокентий Михайлович просто растерялся. Затем же попытался тактично отказаться от такой «чести». Не получилось. Актера вызвали в Ленинградский обком партии, долго уговаривали, а потом заявили, что в случае отказа поспособствуют тому, чтобы «задвинуть» его кандидатуру при выдвижении на Ленинскую премию за фильм «Гамлет». Смоктуновскому пришлось согласиться. Как и следовало ожидать, фильм получился посредственный и остался практически незамечен ни зрителями, ни критикой.

Юрий Деточкин

В 1965 году Эльдар Рязанов предложил Смоктуновскому сыграть, главную роль в его новой картине «Берегись автомобиля». Идею этого фильма режиссеру подсказал Юрий Никулин. Юрий Владимирович однажды услышал историю об одном водителе, который хотел разоблачить руководство своей автобазы, замешанное в махинациях и воровстве. Однако вместо этого милиция сфабриковала на него дело, и мужчина отправился за решетку. Выйдя на свободу, водитель решил наказать своих обидчиков. Он стал воровать у них машины, а вырученные от их продажи деньги переводил в детские дома.

Рязанову идея фильма понравилась. Однако в сценарии историю несколько изменили – исключили причину, по которой главной герой стал угонщиком. Никулину такой оборот дела не понравился, и он отказался от роли: «Главное пропало: почему мужик взялся воровать машины. Рязанов говорит: ну, блаженненький он, бзик у него. Но я такое играть не могу. Мне надо твердо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а я стал угонщиком».

Тогда то Рязанов и обратил внимание на Иннокентия Смоктуновского. Высокое кинематографическое начальство тут же заявило, что актер, сыгравший роль Ленина, не может играть жулика. Режиссеру стоило больших трудов получить согласие. «Ведь у нас «жулик» благородный, он персонаж глубоко положительный!» - уверял Рязанов самого министра кинематографии.

К счастью убедить удалось. «Берегись автомобиля» на долгие годы стал одним из самых любимых зрителями фильмов, а Смоктуновский в очередной раз был назван лучшим актером года.

Вторая половина 60-х

В 1966 году Иннокентий Смоктуновский возвратился в БДТ, который он покинул в 1960 году. Он откликнулся на предложение Георгия Товстоногова, который решил показать спектакль «Идиот» за рубежом.

Гастроли в Париже и Лондоне прошли с огромным успехом. Английские издания писали: «Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми остальными впечатлениями сезона».

Однако вскоре у Смоктуновского внезапно обострилась болезнь глаз, и он вновь оставил театр.

В связи с болезнью Иннокентий Смоктуновский больше года почти не снимался в кино. Триумфальное возвращение состоялось в 1968 году, когда он сыграл сразу две яркие роли – Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря Таланкина и Порфирия Петровича в картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Работы были отмечены призами и премиями, а «Советский экран» вновь назвал его лучшим актером года.

70-е годы

С начала 70-х положение Смоктуновского в кино изменилось. После блестящей роли Войницкого в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова Иннокентий Михайлович около десяти лет не снимался в главных ролях. Нет, его по-прежнему часто приглашали, но всякий раз на эпизоды. Но и в маленьких ролях великий актер продолжал демонстрировать свое мастерство.

Вот что по этому поводу писала критик Елена Горфункель: «Вообще эпизодические персонажи Смоктуновского выпуклы и художественно осязаемы везде, как бы ни различались конкретные «тексты» фильмов, в которых они появляются. Смоктуновский в короткой роли заметен и остр, что связано и с его большим опытом, и со своеобразием техники - техники в том смысле, как можно судить о технике художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. Для каждого случая находится свой прием, позволяющий говорить исчерпывающе и придавать даже крохотной роли законченность художественной формы».

Что же касается театральной деятельности, то в 1973 году Иннокентию Михайловичу предложили работу в Малом театре. Но там он долго не задержался. В 1976 году он ушел в МХАТ, где и играл до конца своих дней. Очень быстро Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.

80-е – 90-е годы

80-е годы для Смоктуновского в кино ознаменовались сотрудничеством с режиссером Леонидом Пчелкиным. Режиссер задействовал его в главных ролях в своих телефильмах: «Поздняя любовь» и «Сердце не камень» по пьесам А. Островского, «Дети солнца» по пьесе М.Горького. А в 1991 году он же пригласил Иннокентия Михайловича в телесериал «Дело Сухово-Кобылина».

С начала 90-х годов Смоктуновский все чаще вынужден соглашаться играть «проходные» роли. Причина была банальна – приходилось искать средства к существованию Сам актер признавался: «Раньше я строже относился к выбору ролей... А сейчас говорю - говорю это со стыдом - мной руководит другое. Спрашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие?»

И все же некоторые работы заслуживают внимания. Так за главную роль, сыгранную в картине «Дамский портной», Смоктуновский был удостоен приза «Ника» и отмечен дипломом на фестивале и Сан-Ремо.

К середине 90-х в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 - в театре. Когда в одном из интервью Иннокентия Михайловича спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно дороги, актер ответил: «В кино это «Дочки-матери», «Дядя Ваня», «Живой труп» (не вся картина, только моя работа) - это уже частички моего мышления. Я их благословляю. А моя единственная великая работа - на сцене, в «Идиоте». Она вечная, легендарная: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ну и «Гамлет», хотя работа отражала суть того времени...»

Гений

При всей своей гениальности, Иннокентий Михайлович был необычайно скромным и застенчивым человеком. В то же время сам он отчетливо понимал свою гениальность.

Рассказывает Елена Кореневская: «Странно, что и сам Смоктуновский при всей своей незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он - гений. И говорил это, смущенно опуская глаза, как будто стеснялся, но не мог не отметить очевидного факта. И когда наша соседка Алла Демидова спросила его, кого из современных актеров он ставит себе вровень, Иннокентий Михайлович тихо ответил: «Никого». А сидя в самолете рядом с Олегом Ефремовым и пристально вглядываясь в иллюминатор, как бы стараясь рассмотреть космос, он вдруг повернулся к Ефремову и сказал: «Олег, а я ведь - космический актер». И не было в этом никакого хвастовства, просто констатация факта».

В нем вообще было много детского. Даже обращались к нему все очень по-доброму - Кеша, хотя сам актер ужасно не любил фамильярности.

Семья

Как уже говорилось, в личной жизни Иннокентий Михайлович был счастлив. Со своей женой Саломеей Михайловной он прожил долгую жизнь. Как отмечала Саломея Михайловна: «Жили мы очень скромно, и к тому же приучили детей». При этом любящий отец нередко баловал детей - Марию и Филиппа подарками, которые привозил из-за границы. Однако самым главным подарком дочь Мария считает жизнь, которую им подарили родители.

Иннокентий Михайлович очень хотел, чтобы Мария стала актрисой. Он с детских лет брал ее на съемки фильмов. Мария Иннокентьевна рассказывает: «Папа мне, конечно, помогал - уроки Смоктуновского я получила уже на съемочной площадке. Он репетировал со мной и стремился, чтобы я не увлекалась внешним рисунком роли, а старалась полностью перевоплотиться». Вместе с отцом она снялась в картинах «Сердце не камень», «Дина», «Дело», «Дамский портной», сыграла в спектакле «Из жизни дождевых червей» о сказочнике Андерсене... «Он был требователен, в какие-то моменты даже строг, - отмечает Мария Иннокентьевна. - Он говорил, что и в жизни, и в искусстве, в работе актера в первую очередь необходима самодисциплина, к которой он всегда призывал и нас».

Умер Иннокентий Михайлович летом 1994 года после очередного инфаркта.

После смерти отца Мария Смоктуновская вместе с режиссером Мариной Турчанович поставили моноспектакль «Меня оставили жить» по воспоминаниям Иннокентия Михайловича о войне.

НАЧАЛО НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ ...>>>

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М., «Эксмо» 2004);
Игорь Изгаршев, «Из фашистского плена - в американскую тюрьму» («Аргументы и факты» № 13 (1274) от 30.03.2005);
Елена Кореневская, «Иннокентий Смоктуновский: Король, который всю жизнь боялся» («АиФ Суперзвёзды» № 16 (46) от 23.08.2004);
Биография Иннокентия Смоктуновского (сайт People's History http://peoples.ru);
Ирина Корнеева, «Он держит паузу. Мария Смоктуновская - о своем отце» («Российская газета» от 28.03.2003)

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.